Парапланеризм

Парапланеризм – экстремальный вид спорта, представляющий из себя полеты на параплане, специальном крыле в виде эллипса, размах которого составляет около 10 метров, управляется при помощи строп. Параплан управляется пилотом, движение происходит за счет воздушных потоков, и никакого вам двигателя, дающего дополнительное преимущество, в параплане не предусмотрено. На воздушном потоке можно летать до нескольких часов и преодолеть расстояние в десятки километров. Так, рекорд полета на параплане составил 423 километра.

 

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Своим происхождением парапланеризм обязан, как это ни странно, освоению космоса. В 60-ые годы прошлого столетия разразилась настоящая космическая гонка за право первенства освоения космоса и запуске человека на Луну. Тогда-то американский инженер Дэвид Бэриш и придумал специальный парашют, при помощи которого космонавты могли бы спускаться с ракеты на землю. В попытке максимально доработать свое изобретение Бэриш стал самостоятельно объезжать все близлежащие склоны для опробования наилучшей формы купола для совершения прыжков. Скоро новому эксперименту Бэриша даже дали название – «парение над склоном». Тогда никто даже и не думал, что скоро «парение над склонами» и правда станет возможным. В 1966 году NASA активно занималась разработками по спасению «Аполлона». Бэриш, принимая активное участие в операции, всячески пытался доказать необходимость использования своей разработки – «крыла». Сотрудничая с BBC Дэвид продемонстрировал на экранах страны полеты на своем «крыле». Но NASA идею Бэриша не оценило и вскоре и вовсе отказалось от парашютов Дэвида. «Парение нал склоном» стало теперь для Дэвида Бэриша всего лишь хобби. Но эксперименты Бэриша не прошли даром, скоро его опыт переняли парашютисты, немного доработав изобретение. В «крыло» Бэриша была добавлена система строп, для производства купола была использована воздухонепроницаемая ткань, а само крыло значительно удлинено. Но особой популярности параплан в ближайшие 20 лет так и не приобрел. Лишь в 90-ых этот вид спорта стал проникать в массы. В современном мире парапланеризм – один из самых популярных экстремальных видов спорта. А буквально несколько десятилетий назад полеты на сверхлегких летательных аппаратах считались уделом лишь фанатиков. Ныне же спортсмены – парапланеристы массово пропагандируют данный вид спорта. В итоге параплан уже буквально стал доступен даже малым детям. Связано это, в первую очередь, согласно заверениям маркетологов, с простотой управления. Но на самом деле простота эта обманчива. Управлять парапланом в хороших погодных условиях и правда могут даже дети, но вот стоит погоде незначительно поменяться – подует ветерок, набегут тучки – и вот уже параплан может как влететь в ближайшее препятствие, так и сложиться, а пилот, не знающий всех тонкостей управления, может попросту разбиться.

 

ПОЛЕТЫ НА ПАРАПЛАНЕ

Не стоит забывать, что парапланеризм – экстремальный вид спорта, что говорит о необходимости повышенного внимания со стороны спортсмена. В парапланеризме очень многое зависит от спортсмена, от его адекватной и быстрой реакции на происходящее.

Сам параплан чем-то напоминает парашют, также, кстати, складывается, что упрощает его транспортировку. Некоторые парапланы способны развивать скорость до 65 км/ч, но следует помнить, что оптимальная скорость, на которой опасность минимальна – 20-22 км/ч. При высокой скорости параплан попросту может сгибаться и даже складываться, что может привести к печальным последствиям. Также не стоит допускать, чтобы скорость параплана была предельно мала – под крыло не попадает нужное количество воздуха ,что также приводит к тому, что параплан может сложиться. Чтобы увеличить скорость, необходимо подать корпус немного вперед и отрегулировать скорость за счет восходящих потоков.

Помимо управления «крылом» нужно еще и правильно приземлиться. Умение безопасно  спилотировать – крайне важный навык. Очень много травм в парапланеризме приходится как раз на момент приземления. Именно поэтому не стоит относиться к параплану как к детской игрушке, это довольно опасная, а порой даже смертельная игрушка

Парапланеризм – для любителей высоты и простора. Но за свою любовь придется дорого заплатить. Параплан – удовольствие не из дешевых. Стоимость такой «игрушки» стартует от 300 Euro и доходит до нескольких тысяч. Параплан в среднем служит своему обладателю 3-4 года. Такой непродолжительный срок службы связан с тем, что для производства параплана используются мягкие ткани для ощущения легкости полета, также под воздействием солнечных лучей тканям свойственно выгорать и соответственно терять свою прочность.

 

СНАРЯЖЕНИЕ

Для безопасного полета на параплане вам пригодится специальное снаряжение.

  • Запасной парашют. Спасет вас в случае непригодности основного купола, потери его аэродинамических качеств, сворачивании и так далее. Такое может произойти в попадании в зону турбулентности, когда происходит свободное падение и времени на стабилизацию полета уже нет, вот тогда-то и нужен запасной парашют.
  • Шлем. Убережёт пилота от травм во время взлетов и приземлений. При выборе шлема следует обратить внимание на максимальную защиту головы, а также возможность быстро снять шлем во избежание травм шейного отдела. На рынке товаров представлены 2 основные вариации шлемов: из стекловолокна и из поликарбоната. Стекловолоконные шлемы, как правило, используются для учеников. Их можно легко «подстроить» под голову, в них комфортная температура, но изделия из поликарбоната защищают голову лучше. Поликарбонатовые шлемы снабжены специальным отверстиями для ушей, которые позволяют слышать ветер, соответственно у пилота больше возможностей для ориентации на месте. Поликарбонатовые шлемы обеспечивают максимальную защиту, к тому же в них весьма комфортно. Некоторые пилоты используют для полетов обычные пластиковые шлемы. Но стоит помнить, что такие шлемы не обеспечивают хорошей защиты, хоть и очень красивые с виду.
  • Вариометр. Прибор для измерения скорости. Скорость определяет набор или снижение высоты. Человек способен ощутить резкое снижение или увеличение скорости, но плавное увеличение или снижение скорости не доступно человеку, и здесь на помощь придет вариометр. Изменение скорости важно отслеживать, чтобы принять верное решение покинуть поток или влиться в него.
  • Альтиметр. Прибор, который сообщает пилоту на какой высоте над заданной отметкой он находится. Это важно для определения своего положения относительно воздушных потоков. Бывает такое, что полет осуществляется в «прыгающем» потоке, когда высота постоянно колеблется, вот здесь пригодится альтиметр.
  • Компас. Пригодится для продолжительных полетов. Не даст пилоту заблудиться и потеряться. Для дополнительного определения местоположения пригодится и карта местности, где осуществляется полет.