История маунтинбайка

О том, с чего началась история горного велоспорта, дискуссии ведутся до сих пор. Отсчёт можно начинать от двух фактов: катание по бездорожью и создание дизайна маунтинбайка.

Если определять катание на горном велосипеде как езду на велосипеде по бездорожью, то первопроходцами здесь стали военнослужащие США, которые перемещались по пересечённой местности на велосипедах ещё с 1886 года, используя их вместо лошадей.

Если же определяющим фактором будет привычный нам дизайн горного велосипеда, то он появился спустя ещё почти 100 лет. В 1978 году первый такой дизайн продемонстрировал американский велоактивист Джо Бриз. В просторечии такие велосипеды назывались Breezers (производное от фамилии создателя).

В первой половине 20-го века, ещё до появления маунтинбайка как самостоятельной дисциплины, участники шоссейных гонок ездили по бездорожью, используя велогонки с препятствиями, чтобы поддерживать форму зимой.

В 1940-х годах появилась одна из дисциплин велоспорта — велокросс. Первый чемпионат мира по этой дисциплине состоялся в 1950 году. Позже велокросс отделился от маунтинбайка и стал самостоятельным видом.

Родина маунтинбайка — США. Именно там в середине XX века зарождались клубы по катанию на велосипедах вне шоссе. Гонщики из Колорадо и Калифорнии переделывали свои тяжёлые круизные велосипеды и адаптировали их к суровым условиям езды по бездорожью.

Первые горные велосипеды и их создатели

Только в конце 1970-х – начале 1980-х годов компании-производители шоссейных велосипедов начали делать горные велосипеды с использованием высокотехнологичных лёгких материалов. В 1979 году появилась компания MountainBikes — результат партнёрства Гэри Фишера, Чарли Келли и Тома Ричи. К слову, разработка дизайна маунтинбайка велась в тесном сотрудничестве с уже упомянутым Джо Бризом.

Эта четвёрка положила начало истории современного горного велосипеда, и после того, как в 1983 году компания распалась, каждый из её основателей продолжил любимое дело.

Фишер основал фирму Gary Fisher Mountain Bikes, которую позже приобрела компания Trek Bicycle.

Чарли Келли создал первый журнал о горных велосипедах The Fat Tire Flyer, и до 1986 года это было единственное издание для маунтинбайкеров. Кроме того, в 1983 году он участвовал в основании подразделения горного велоспорта в USA Cycling и написал первый свод правил для нового вида спорта.

Том Ричи, как и Гэри Фишер, создал собственную фирму Ritchey Design, к середине 1980-х годов ставшую второй по значению компанией в разработке компонентов для МТБ после Shimano.

Имена всех троих внесены в Зал славы маунтинбайка, который учредил всё тот же Джо Бриз — основоположник если не всего, то очень многого в горном велоспорте.

Рамы первых горных велосипедов были почти копией рам для шоссейных велосипедов, но с более тяжёлыми трубами и другой геометрией, с более широкой рамой и вилкой, чтобы можно было использовать покрышку повнушительнее. Руль был прямой поперечный, а не опущенный изогнутый.

Кроме того, некоторые детали, например, вынос, были взяты с BMX — небольшого по размеру велосипеда, предназначенного для выполнения зрелищных трюков. Результатом стал первый маунтинбайк, выпущенный в 1981 году в массовое производство под названием Specialized Stumpjumper. Specialized продавала его как доступный и универсальный велосипед, используя слоган «Велосипед на все случаи жизни». 

Первоначально продавцы велосипедов скептически относились к Stumpjumper из-за схожести с BMX, но с увеличенными размерами. Тем не менее первая партия из 125 «железных коней» была распродана за шесть дней. И Stumpjumper всё ещё находится в производстве, хотя его дизайн значительно изменился.

В 1982 году Брайан Скиннер изобрёл первую в мире подвеску для горных велосипедов. Он был влиятельным человеком в разработке и создании компонентов для горных велосипедов, наиболее известными из которых являются Shimano Deore и Deore XT — групсеты для горных велосипедов (набор навесного оборудования для велосипеда), пользующиеся спросом и по сей день. 

 

Мало кто знает, но Скиннер также создал первый велосипед с полной подвеской (1983 г.). Назывался этот прототип MCR Descender, но он так и не вышел в массовое производство. Его место в серийном выпуске занял другой двухподвес от компании Serrota — Proflex Offroad (1990 г.).

Появление профессионалов в горном велоспорте

К концу 1980-х горный велоспорт обрёл популярность, серьёзные мероприятия начали широко освещаться в СМИ. Это привлекло к спортсменам крупных спонсоров, что вызвало острую конкуренцию между ведущими велосипедистами: соревнования становились всё зрелищнее и техничнее, а занять призовое место становилось всё сложнее.

Всё это подтолкнуло крупные велосипедные бренды (Trek, Specialized, Ritchey) к созданию инновационных горных велосипедов и, что важно, к расширению ассортимента продуктов и компонентов для горных велосипедов, чтобы помочь спортсменам получить конкурентное преимущество.

Первый чемпионат мира по маунтинбайку, признанный Международным союзом велосипедистов (UCI), был организован в 1990 году. Молодой вид спорта вызвал интерес у Международного олимпийского комитета, и уже в 1996 году маунтинбайк дебютировал на Играх в Атланте.

С тех пор горный велоспорт постоянно развивается. Со временем он разделился на множество дисциплин, в каждой из которых есть свои особенности трассы, требования к велосипеду и задачи участников в гонке. Есть и такие виды горного велоспорта, которые настолько сильно отдалились от изначального предназначения велосипеда, что многие люди удивляются, узнав об их историческом родстве.

Дисциплины горного велоспорта и их правила

Основных дисциплин в горном велоспорте четыре: кросс-кантри, скоростной спуск (даунхилл), байкер-кросс (4X) и эндуро. Некоторые из них, в том числе скоростной спуск и кросс-кантри, проходят под эгидой UCI, международного руководящего органа в велоспорте.

Другие дисциплины, такие как эндуро, имеют автономную систему, наиболее важной из которых считается Мировая серия эндуро (World Enduro Super Series).

Кросс-кантри (XC)

Кросс-кантри — единственная дисциплина горного велоспорта, включённая в программу летней Олимпиады, оттого и самая известная. Если быть точнее, на Олимпиаде гонщики соревнуются в программе олимпийского кросс-кантри, обозначаемого как XCO.

Трасса XCO состоит из крутых подъёмов, техничных спусков, трамплинов, дропов, каменных секций и требует от спортсменов высокого уровня владения велосипедом. Но если сравнивать с другими дисциплинами маунтинбайка, в гонках по пересечённой местности упор делается на выносливость, а не на техническое мастерство.

Продолжительность заезда на нескольких кругах длиной от четырёх до шести километров составляет от 1 часа 30 минут до 1 часа 45 минут.

Разновидности кросс-кантри:

  • ХСО — олимпийский кросс-кантри
  • ХСМ — кросс-кантри марафон
  • ХСЕ (элиминатор) — гонка с выбыванием
  • ХСР — гонка в гору
  • ХСR — командная эстафета из 4-х участников
  • XCC (шорт-трек) — кросс-кантри по короткой кольцевой трассе
  • XCT — индивидуальная гонка на время.

Велосипед для кросс-кантри:

  • лёгкие горные велосипеды «хардтейл» с ходом вилки от 120 до 130 мм и размером колеса 29 дюймов. Впрочем, модели с полной подвеской (двухподвесы) становятся всё более популярными.

Скоростной спуск, или даунхилл (DH)

Даунхилл — это всегда индивидуальная гонка на время. Её суть состоит в том, что спортсмены стартуют с вершины горы и мчатся вниз, пока не достигнут подножия. Побеждает тот, кто быстрее всех пройдёт дистанцию. Максимальная протяжённость дистанции — 3,5 км, а продолжительность гонки — до пяти минут.

Разумеется, это не простой спуск: он включает множество препятствий с различным рельефом, шириной и покрытием. Широкого охвата даунхилл не получил из-за своей экстремальности: профессиональные гонщики совершают прыжки длиной до 19 метров, а приземляются часто с высоты более трёх метров.

С недавних пор появился даунхилл с массовым стартом (DHM), но основной гонкой остается всё-таки индивидуальная.

  • Велосипед для даунхилла разработан специально для катания по крутым склонам, поэтому имеет особую форму рамы, которая обеспечивает наезднику наилучшее положение. У него полная подвеска с ходом около 200 мм, что позволяет гонщикам безболезненно совершать прыжки и преодолевать препятствия. Вес от 13 до 18 кг.

Байкер-кросс, или гонка 4-кросс (4X)

В такой гонке одновременно стартуют четыре участника. Трасса предполагает постоянный умеренный спуск и включает различные технические участки: бугры, развороты с креном, виражи, насыпи, уступы. Всё это не исключает возможность непреднамеренного контакта между участниками.

Сама гонка очень короткая — время прохождения дистанции составляет от 30 до 60 секунд. Победителем становится тот, кто первым пересёк линию финиша. Соревнования проходят в раундах, и победитель каждого заезда соревнуется в последующих раундах, пока не будет определён сильнейший спортсмен в общем зачёте.

Очень похож на байкер-кросс двойной слалом (он предшественник 4Х). Гонки в двойном слаломе аналогичны гонкам 4X, за исключением того, что два гонщика соревнуются на одинаковых параллельных трассах, а не делят их со своими соперниками.

  • Геометрия велосипеда для байкер-кросса направлена на скорость и манёвренность. У него увеличенное расстояние между колёсами, заниженный центр тяжести, передняя вилка имеет ход до 140 мм.

Эндуро (END)

Есть два ключевых элемента в формате гонок эндуро. Первый — «специальный этап» или «этап на время». Здесь на трассе с уклоном вниз происходит соревновательное действие. Гонщики замеряют время на спецучастках, на прохождение которых может уйти от 2 до 20 минут. Таких скоростных участков бывает от трёх до шести в течение гонки.

Второй элемент эндуро — наличие перегонов на трассе соревнований. Их гонщики преодолевают в комфортном для себя темпе, не состязаясь между собой.

Гонка в эндуро длится один или два дня. Победителем становится гонщик, прошедший все спецучастки за самое быстрое время.

В отличие от кросс-кантри, в гонках эндуро прежде всего важна техника и скорость преодоления препятствий, тогда как в кросс-кантри велогонщику, скорее, требуется быть выносливым.

Разница с даунхиллом заключается в том, что в скоростном спуске нет участков с уклоном вверх, а сама гонка длится считанные минуты или секунды. Таким образом, спортсмены эндуро находятся на границе дисциплин кросс-кантри и даунхилл.

  • Велосипеды эндуро — это горные велосипеды с полной амортизацией и ходом от 120 до 180 мм. У них регулируемые подседельные штыри, и они спроектированы так, чтобы быть очень прочными, поскольку гонщики должны выполнять весь ремонт на обочине трассы самостоятельно, без посторонней помощи.

Фрирайд (FR)

Соревнования по фрирайду — это не столько гонки, сколько соревнование мастерства и стиля. Трассы этой дисциплины включают скалы, обрывы, препятствия и пандусы. Обычно существует большое количество способов пройти дистанцию, и судьи оценивают каждый заезд по скорости, стилю, плавности, высоте, оригинальности, креативности и другим элементам.

Побеждает гонщик с наивысшим баллом.

  • Прочные, маленькие и лёгкие велосипеды для фрирайда спроектированы таким образом, чтобы ими было легко управлять в воздухе, что позволяет выполнять трюки. Ход вилки составляет около 200 мм, и это даёт возможность совершать огромные прыжки.

Слоупстайл

Слоупстайл — это экстремальная дисциплина горного велоспорта, где гонщики демонстрируют воздушные трюки на специально построенной трассе с огромными пандусами, обрывами и уступами.

Как и во фрирайде, соревнование сосредоточено на технических навыках и способностях гонщиков, а не на том, кто быстрее завершит трассу. Судьи отдают предпочтение тому, кто продемонстрирует наилучшие технические способности, самое гладкое исполнение и самые оригинальные трюки в красивой связке друг с другом.

  • Велосипеды для слоупстайла очень похожи на велосипеды для фрирайда, поскольку они должны выдерживать аналогичные нагрузки.

Велотриал

Суть этой дисциплины в том, чтобы преодолеть серию искусственных или естественных препятствий, не опираясь ногами, руками и другими частями тела. При прохождении трассы также запрещено касаться препятствий любой частью велосипеда за исключением покрышек. За касание даётся штраф.

Правила настолько строги, что когда гонщик находится на участке, ни одна из покрышек не может пересекать боковую ограничительную ленту, даже если колесо находится в воздухе. 

  • Велосипеды для триала характеризуются мощными тормозами, широким рулём, лёгкими комплектующими, односкоростной пониженной передачей, низким давлением в покрышках с широкой задней шиной, характерной низкой геометрией рамы и, как правило, отсутствием седла и вообще возможностью его установки.

Суточная гонка (24h MTB)

В этом виде состязаний в части правил и требований всё проще: никаких трюков, технически сложных препятствий и крутых гор. Нужно просто постараться проехать как можно большее расстояние в течение суток. Гонщикам не возбраняется делать остановки и отдыхать, но если это борьба за победу, от спортсменов потребуется огромная выносливость и способность либо ехать быстро, либо отводить на отдых ничтожно малое количество времени.

Гонка очень похожа на веломарафон, только её участникам предстоит крутить педали в течение 24-х часов не на длинной живописной трассе, а на небольшом круге. Побеждает тот, кто за сутки проезжает наибольшее расстояние.

  • Велосипеды здесь используются те же, что и в кросс-кантри.

Где ещё используется горный велосипед

Горный велосипед нашёл применение и в других видах спорта, однако все они не имеют олимпийского статуса. Велоэтап является важной частью триатлонных дисциплин: кросс-триатлон, кросс-дуатлон, зимний триатлон. Спортивное ориентирование (МТБ-О) в летний период также не обходится без маунтинбайка. Используется он и в рогейне, и в приключенческих гонках.

 

Даже в скайраннинге — популярной беговой дисциплине альпинизма — некоторые программы содержат в себе гонку на горных велосипедах. Речь идёт о высотном дуатлоне (SkyBike) и командной гонке, совмещённой с другими видами спорта (SkyRaid).

Отметим, что для всех этих программ гонщики используют велосипед для кросс-кантри либо для велокросса, но никак не для даунхилла.

Особенности экипировки

Как вы могли убедиться, горный велоспорт не заканчивается на гонках кросс-кантри. Точно так же, как эти виды дисциплин предъявляют разные требования к велосипедам, они часто требуют разной экипировки: от лёгких шлемов и шорт из лайкры до закрытых шлемов и бронежилетов.

Шлем

Велосипедные шлемы повсеместно используются для езды на любых велосипедах. Тем не менее гонщики кросс-кантри редко носят шлемы, закрывающие лицо, и совсем не носят шлемы с защитой лица (фулфейсы), используемые гонщиками по скоростному спуску.

У кросс-кантрийщика может быть и хорошо вентилируемый шоссейный велошлем, и шлем, подходящий для эндуро и трейла.

По теме: Как выбрать велошлем

Обувь

В основном существует два типа обуви для горных велосипедов: та, в которой используются шипы, и та, в которой нет такого крепления к педали.

В кросс-кантри гонщики выбирают контактные педали и велотуфли с шипами, а что касается технических дисциплин маунтинбайка, спортсмены чаще всего используют специальную обувь с плоской подошвой, которая тем не менее имеет очень хорошее сцепление с педалью и не соскользнёт с неё так же просто, как обычные кеды.

По теме: Как правильно выбрать велотуфли

Защита тела

В кросс-кантри, исключая шлем, всё, чем защищён велосипедист, это перчатки, джерси и велошорты из лайкры. В то же время в других дисциплинах предъявляются жёсткие требования к экипировке и защите. Для даунхилла используется уже упомянутый шлем фулфейс, защита шеи, а также дополнительные приспособления для отдельных частей тела (колено, голень, локоть, голеностоп, кисть, бедро и прочее).

Более того, спортсмены должны надевать специальные маски, которые полностью закрывают оставшуюся поверхность лица и защищают глаза от попадания пыли, мошек, ветра, грязи и прочего.

Также в этом виде спорта используют защиту для торса от травм грудной клетки, спины и живота при серьёзном падении.

Разрядные нормативы по маунтинбайку

В соревнованиях по маунтинбайку нет постоянства условий. Гонки проводятся на самых разных по сложности трассах, поэтому выполнить даже юношеский разряд, показав то или иное время, не получится.

Для всех спортивных разрядов и званий требование одно: занятое место. Например, в велокроссе спортсменам в возрастной категории 13-14 лет, чтобы выполнить первый юношеский разряд, нужно занять 13-20 место. Но норматив будет выполнен только при участии в виде программы не менее 25 спортсменов. Если же молодые спортсмены разместились с 1 по 5 места, их ждёт выполнение второго разряда.

В некоторых случаях для присвоения юношеского разряда необходимо занять соответствующее место не менее чем в трёх соревнованиях в течение года.